Какой штраф за отсутствие тахографа для водителей и организаций
Какой штраф за отсутствие тахографа В 2026 году наличие тахографа является обязательным требованием для грузовых автомобилей тяжелее 3,5 т (категории N2, N3) и автобусов, имеющих более 8 пассажирских мест (категории M2, M3). При этом форма собственности не имеет значения: прибор должен быть установлен на машинах физлиц, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.
Все нормы оснащения и эксплуатации регулируются приказом Минтранса РФ от 28.10.2020 № 440, который сохраняет свою силу до 1 марта 2027 года. Штрафы за езду без тахографа Санкции за управление ТС без прибора или игнорирование правил его применения прописаны в статье 11.23 КоАП РФ. Часть 1 предусматривает наказание для водителей, а часть 2 — для должностных лиц, ИП и организаций, выпускающих машину на линию без тахографа:
- Водитель — от 3 000 до 5 000 рублей;
- Должностное лицо — от 7 000 до 10 000 рублей;
- Индивидуальный предприниматель — от 15 000 до 25 000 рублей;
- Юридическое лицо — от 20 000 до 50 000 рублей.
Важное исключение: если прибор вышел из строя уже после того, как машина выехала на линию, штрафы по чч. 1 и 2 ст. 11.23 КоАП РФ не применяются.
В подобной ситуации водитель обязан фиксировать режим труда и отдыха вручную. Для этого на обратной стороне рулона термобумаги предусмотрен особый шаблон с пиктограммами. Данные заносятся ручкой ежечасно (нужно закрашивать соответствующие ячейки). Ручной учет ведется с момента поломки до починки. Хотя точного лимита дней для езды со сломанным тахографом в законах нет, п. 12 приложения № 3 к Приказу № 440 прямо запрещает эксплуатацию ТС с нерабочим устройством. Если поломка случилась вдали от автопарка, починить прибор нужно до момента возвращения на базу.
Читать дальше